Публикации


c 14 марта по 20 апреля Курганская область
Посвящение радости

…Два художника, два московских живописца в полном расцвете сил - Александр Шевченко и Константин Сутягин - отправили свои холсты в путешествие по родной стране, словно мальчишки запустили кораблики в дальнее плавание по весеннему ручью: Новосибирск, Ханты-Мансийск, Тюмень, Тобольск...
Лоцман, пролагающий маршрут, человек надежный и бывалый, опытный куратор, искусствовед Владимир Назанский, отметил на карте еще одну точку - город Курган. Так, нам повезло, и выставка-кораблик ненадолго, скорее всего на месяц, оказалась "в нашей гавани", в залах художественного музея.
Оба автора - продолжатели славных традиций импрессионизма, раннесоветского искусства художественного объединения 20-х годов "Тринадцать" и отчасти московской живописной школы. Уже несколько лет они работают в одной мастерской, нередко участвуют в одних проектах и выставках и гармонично дополняют в экспозиции друг друга.
Уроженец Петербурга Александр Шевченко серию холстов посвятил своему родному городу. Просторные площади, перламутровая, отражающая голубой вечерний свет гладь Невы, золотой шпиль Петропавловской крепости, знакомые, но по-новому высвеченные очертания памятников и зданий, сверкающий холодным кристаллом в пространстве Дворцовой площади Ледовый дом...
Еще так недавно к юбилею отмытый и отреставрированный Петербург в картинах Александра Шевченко радует тонко прочувствованным и легко, словно играючи, воссоединенным серебристым колоритом, северным, чуть более холодным, чем жемчужная, мягкая, почти пастельная гамма пейзажей Венеции. Окутанная легкой дымкой, удаленная, протяженная линия горизонта - определяющая в пейзажном мотиве царицы морей. Сияние солнца в пейзаже "Ранее утро" напоминает знаменитые кадры фильмов Лукино Висконти. Нежная бирюзовая гамма доминирует в композиции Santa Maria della Salute. А тема, связанная с родиной самого изысканного европейского цветного стекла, острова Мурано, одного из украшений венецианской лагуны, продолжается в изящном натюрморте "Два бокала". Прогулка по Москве, яркие краски летнего праздника, звучный блеск тромбонов и валторн на фоне белоснежной формы военного оркестра завершают экспозицию Александра Шевченко.
Константин Сутягин, очарованный холодным, серебристо-дождливым колоритом Бретани, одной из северных приморских провинций Франции, отражает не столь притягательные на первый взгляд мотивы, но его водные пространства - залив в Бретани, весенние мокрые мостовые Москвы и млечно-сияющая Москва-река - постепенно завоевывают зрителя, увлекая живым ритмом гуляющей по холсту кисти, манерой письма, большой экспрессией цвета, а порой иронической интонацией, как в композиции "Москва-столица".
Непарадная Москва, какой-то очень неофициальный, неоткрыточный Париж, Венеция с почти неузнаваемым фрагментом знаменитого канала написаны с такой непринужденностью и показаны нам, словно близким друзьям художника, без "официальных" рамок, будто мы у него в мастерской за чашкой чая или бокала легкого вина перебираем впечатления недавних странствий и путешествуем вместе с ним. То заглянем в приморское кафе, где устремила взгляд в синее далеко загадочная незнакомка, задумалась над письмом, то прогуляемся вдоль Сены по летнему солнышку, то на берегу огромного океана нас озарит оранжевой вспышкой яркий душистый цветок.
И возникает удивительное ощущение счастья от встречи с открытым, распахнутым для нас миром, многоликим, многомерным и так много открытий дарящим художнику, готовому поделиться с каждым своей зрячестью, своей находкой и той игрой, которую затевают кисти с упругой плоскостью холста. И возникает почти забытое, по детству лишь знакомое нам чувство, что весь мир - наш дом, что жить в нем безумно интересно и прекрасно, что нас объединяет радость жизни. "Меж нами нет чужих, мы все друг другу братья - под вишнями в цвету" - так просто обозначил стихами японский поэт вечную истину о том, как красота спасает мир.

Источник: www.museum.ru/N33539
www.t-l.ru/news/119485008416840.shtml


20 января 2009 г.
Пройти по Абрикосовой, свернуть на Виноградную

Такой выставке обрадуются даже небольшие любители музеев. Оказывается, кому-то из нас надо прекратить комплексовать по поводу хронической необразованности в современном искусстве, а другой части - перестать умничать по поводу течений и направлений. Музей изоискусств музейного комплекса приглашает всех (включая даже детей) на «просто хороших художников», представленных на выставку «Pro Радость» (в переводе – «Для радости»), расположившуюся в камерном зале на третьем этаже.

Здесь мы обнаруживаем небольшое собрание лиричных пейзажей двух московских живописцев, Константина Сутягина и Александра Шевченко, призванных убедить зрителя, что «Современное искусство в музее» не только существует, но еще и радует. Оно не обязательно кризисное и выхолощенное. Бывает и по-другому.

 Картины расположены не под стеклом, даже не в рамках, художественная манера живописцев – эскизна, небрежна, поэтому сообщает работам оттенок незавершенности, легкости, эмоциональной мимолетности. Авторы – «консерваторы» - по-прежнему не чураются по старинке выходить с этюдниками на воздух и передавать свои ощущения – цветом. Сразу видно, что перед нами дуэт – Сутягин и Шевченко дружат «в реале», смотрят на мир в одну сторону и творят в похожей манере. Иногда манеры сливаются – только по подписям отличишь, где кто. У Сутягина подпись старательно-детская, как в тетрадке первоклассника. Зато Шевченко чуть более старается в прописывании натуры.

Художники – словно симпатичные, улыбчивые собеседники, которые протягивают руку своему зрителю и приглашают их чуть сощуриться (поэтому-то изображения нечетко-двоящиеся, близорукие), – посидеть со своими персонажами в кафешке, прогуляться по старым знакомым, в этот час немноголюдным площадям, послушать духовой оркестр, понаблюдать за байдарочниками на «Водном празднике». Кстати, сеансы прогулок можно осуществить вплоть до 28 февраля, - потом они отправятся радовать жителей Екатеринбурга.

Москвичи – часть проекта «Pro Радость», который в прошлом году запустил директор Ханты-Мансийской галереи современного искусства Владимир Назарский. Похоже, он задался целью собрать коллекцию работ эмоционально цельных живописцев. Кроме Сутягина и Шевченко, в эту же компанию вошли более склонные к абстракции, но тоже позитивно-созерцательные художники Владимир Фатеев и Елена Юдина (Новосибирск).

Пейзажи путешествует за Уралом в отрыве от своих авторов. В Тюмени за «радость» отвечает куратор выставки Татьяна Сергейчук. Она специально не стала наклеивать на художников ни единого ярлыка (типа «постимпрессионизм» или что-нибудь в этом духе). Зато нашла им место во времени. На открытии говорила о том, что Сутягин-Шевченко волшебным образом преодолели постмодернистский кризис (=саркастическое заимствование и компоновка стилей, бесконечные парафразы), отложили в сторонку рассуждения об искусстве, занялись собственно искусством. И выиграли – оказались не вне времени, но впереди его - предвосхитили «голод» зрителя по простым вещам. Вообще, по живописной манере они сродни художникам первой трети XX века (импрессионисты во Франции и «Бубновый валет» в России), по духу же - шестидесятники. Но оттепель у них не общественная, не коллективная, не соборная.

Это не бетховенская «Ода к радости» - «Обнимитесь, миллионы». Это переживаемые лично мгновения гармонии с самим собой. Все-таки открытый французами- импрессионистами жанр – вещь замечательная. Пишется не реальность, а слепок своего впечатления. Наши художники имеют к импрессионизму непосредственное отношение. Есть даже географически точные доказательства – в экспозиции хватает именно парижских «впечатлений» (эскизно прописанная Эйфелева башня, берега Сены…)

Неслучайно герои этих картин – люди неторопливые и созерцающие, растворенные в пейзаже. Кто разложил партейку в шахматы, кто катает шары в парке, а вот три фигурки, выведенные акцентным пятнышком в перспективе бесконечных снегов – запечатлена семья, спешащая на городские горки.

Сутягин больше поездил – вот известковые уступы «Севастополя», водный аквамарин «Балаклавы», «Синий вечер» у Эйфелевой башни,…Бретань, Венеция... Вообще, на выставке много водного и текущего – картины маслом, но словно акварельные.

Как истинные «гении своего места», художники пишут столицы. Александр Шевченко - «Александровский сад», «Исаакиевскую площадь» - это где памятник Петру на камне. Банально? – но речь не о парадном портрете, а о сиюминутном о нем впечатлении. По волшебству, затерто-туристическое место становится вдруг лиричным, щемяще-нежным уголком воспоминаний. А, например, агрессивный по смыслу дорожный знак «въезд запрещен» в народе - «кирпич») от Сутягина делается приятным красным акцентом в общем «интерьере» «Улицы Ольховки». Сутягинская же «Москва-Столица» (2007) – это где за башней Кремля уютно (!) дымит вышками ТЭЦ. Такой подход - не украшательство, но доброе приятие действительности. 

На выставке звучит легкий джаз, для желающих отдохнуть на скамейку выставлены шахматы, есть даже трехколесный велосипед для детишек. (Авторы экспозиции сожалеют, что он слишком новый – другого в коллекции краеведов просто нет. Музейщики мечтают, что однажды горожане сдадут в фонды экземпляр постарее). Все направлено на то, чтобы в зале царила радостная и раскованная атмосфера.

Ссылка на источник: http://lissa-zharkevna.livejournal.com/116087.html 

 


23 сентября - 7 октября 2008 г.
«Навязчивые идеи, живопись»

«Навязчивые идеи, живопись»

ПРЕСС-РЕЛИЗ

Очередная выставка двух хорошо известных московским любителям живописи художников посвящена  навязчивым идеям и недомолвкам.
Авторы уверены, что все художники имеют свои идеи "фикс" и очень редко выходят за рамки своих представлений о мире.
А от этого, считают художники, происходят серьезные проблемы в общении, "обмене опытом" на любом уровне. Оказывается, что другие (даже классики!) нам постоянно что-то не договаривают - иногда специально, а иногда от беспомощности. И от этого наша картина окружающего мира вся в каких-то "дырках", о которых мы часто даже не подозреваем, а с другой стороны - в каких-то "информационных сгустках" (когда художник нарочно заостряет внимание на  предметах, которые у него получается лучше всего изображать).
Так художник Александр Шевченко, как навязчивую идею, представляет десятки холстов с изображением памятника Петру I (работы З. Церетели), который выглядывает из разных точек Москвы в различное время года и суток. А Константин Сутягин точно так же рисует и рисует на своих картинах красный пароход, в котором художнику видится символ ускользающего счастья. (При этом в своих московских пейзажах художники часто делают "недомолвки", опуская важные архитектурные детали, которые Сутягин и Шевченко предпочитают "не замечать").
Оба художника не борются со своими навязчивыми идеями, а демонстративно выставляют их напоказ, как и положено в современном искусстве.
При этом их по настоящему навязчивой идеей является их стремление к избыточности: не довольствуясь репутацией серьезных живописцев, Сутягин и Шевченко постоянно анализируют природу своего творчества, превращая созерцание их живописи в занимательный процесс не только для разбирающихся в искусстве, но и для людей, не смыслящих в нем совершенно.
 


3 - 25 мая 2007
ПАСТЕЛЬ
 
Журнал "Наше наследие" представляет выставку пастелей разных лет известного московского художника Александра Шевченко. Первоначально сделанные как этюды к большим композициям, они по прошествии времени стали представлять самодостаточный интерес. И, прежде всего, свежестью запечатленного чувства. Как отмечает сам автор: "Я довольно долгое время небрежно относился к своим пастелям, рассматривая их лишь, как запасы на долгую холодную зиму для работы в мастерской, но сегодня вполне определённо могу сказать, что лучше этих небольших этюдов, возникших почти случайно, мимоходом, на коленке, я ещё пока ничего не сделал".
 
ПРЕСС-РЕЛИЗ
 
Александр Шевченко. Пастель.Обаяние мира открывается не философу, а городскому зеваке. Он идет в толпе прохожих, куда-то спешащих людей, как все – по делам, и вдруг останавливается, захваченный неожиданно высветившейся красотой. Он достает альбом, пастель и превращается из зеваки – в художника (тоже, как и все, оказывается, торопившегося на свою работу).
«Желтенькое, зеленое, голубое…» – и вот уже проглядывает на бумаге летнее московское утро, или солнечный полдень в Париже, или Венеция – где оказался в этот момент. Линия поет (мурлычет?), как опытный рассказчик, описывая с неповторимой интонацией то, что видит глаз. Порой иронично – не сюжет, а сама линия «посмеивается» - а иногда с бесхитростностью, которую на первый взгляд можно назвать детской, на второй – смирением, а на третий… На третий можно вдруг заметить, что линия – при кажущейся необязательности – на редкость точна и выверена. Легкость ее идет вовсе не от «свободы», а от абсолютно точного знания и умения. Линия становится самым главным, убеждающим компонентом, и уже не так важно, о чем хочет «бесхитростно» рассказать художник. Линия «проговаривается» о сути, которую не часто видно за сюжетом. «Желтенькое, голубое, зеленое» и виртуозная линия… создают удивительное ощущение глупости, добросовестности, серьезности и счастья.
Взгляд ребенка, но не шалопая, как мы привыкли, а очень аккуратного, в белой рубашечке, который поднимает на уроках руку, с обернутым в газету альбомчиком, в чистых ботиночках, с чистыми глазами – таков зрелый мастер, разменявший пятый десяток, признанный авторитет московской художественной сцены Александр Николаевич Шевченко, автор с международным именем, имеющий за плечами более 30-ти персональных выставок в России и за рубежом, автор замечательных иллюстраций к 6-ти томному собранию сочинений Ф. Искандера… Музеи, каталоги, собрания, и проч., проч., проч.
 

Константин СУТЯГИН

Источник: http://www.nasledie-rus.ru/gallery/ex21.php


май 2007
Мимоходом, на коленке

Журнал «ДОМОЙ!»

Каникул, позволяющих в первой декаде мая помыть, наконец, окна, прогуляться за город или просто полежать на диване, у большинства из нас нынче не стало. Теперь на первые по-настоящему теплые дни нередко назначаются вполне ответственные события – в том числе, в области изобразительного искусства. Например, вернисажи. Один из них вечером в четверг 3 мая состоится в выставочном зале редакции журнала «Наше наследие». Его название следует понимать расширительно: в последние несколько лет здешние выставки все чаще представляют творчество ныне здравствующих авторов – главное, чтобы в их работах присутствовала культурная традиция. В случае же с Александром Шевченко, чьим творческим отчетом здесь открывается последний весенний месяц, традиция присутствует, можно сказать, уже в имени экспонента: был в России известный художник с такими же именем и фамилией в начале ХХ века.
«Среди художников уже пятнадцать Александров Шевченко, - прочитал я в одной книжке, - и еще шесть среди киноартистов. Так называться русскому художнику бессмысленно». Но Александр Николаевич все же не унывает. И даже решил устроить очередную персональную выставку, на которой покажет, по преимуществу, свои пастели. «Первоначально сделанные как этюды к большим композициям, они по прошествии времени стали представлять самодостаточный интерес», - считают в редакции. И цитируют слова самого художника: «Я довольно долго небрежно относился к своим пастелям, рассматривая их лишь как запасы на долгую холодную зиму для работы в мастерской, но сегодня вполне определенно могу сказать, что лучше этих небольших этюдов, возникших почти случайно, мимоходом, на коленке, я еще пока ничего не сделал».
 

Сергей Сафонов