Публикации


28.10.2004 - Томск
РАДОСТЬ ДАЕТСЯ БЕСПЛАТНО
Сорок картин московских художников Александра Шевченко и Константина Сутягина, объединенных концептуальным названием «Про радость», представлены в Выставочном зале Томского союза художников
 
Из Новосибирска, где они гастролировали тоже месяц, их привез директор зала Валентин Долгов. Привез, потому что московская живописная школа существенно отличается от сибирской, и «Томск такой живописи еще не видел».
Окружающий мир на полотнах москвичей, с уличными фонарями и праздничной иллюминацией, наплывающие дома, кажутся кораблями с надписями «Ударник» или «Пассаж» (Александр Шевченко «Провинция»), а то и многослойными пирогами-тортами, украшенными сверху маковками церквей (Константин Сутягин «Зима. Школьный двор»). Цвет – главный, самодостаточный персонаж даже в жанровых работах. Акцент в их живописи перенесен с предмета изображения на сознание изображающего и даже смотрящего. Оба умеют вовлечь зрителя в творческий процесс.
 Колорит, детская непосредственность, нарочитая наивность рисунка стилистически сближает письмо этих двух москвичей с питерскими митьками. Но «мы – не митьки, – постоянно подчеркивают они, – хотя и дружим с ними и готовы за них выпить».
Шевченко и Сутягин – порождение Города, и не важно, что один родился в Ленинграде, а другой в Уфе. Но оба жили долгое время в одной коммуналке, оба делят одну мастерскую на двоих. И посему мегаполис – их среда обитания, их Муза, их страна эльдорадо, куда они отправляются каждый день и берут с собой зрителя, чтобы вместе отыскать синюю птицу счастья. Или радости. А радость – это дар, считают они, то, что дается бесплатно, в отличие от удовольствий, за которые приходится платить.
 
Татьяна ВЕСНИНА
 
«ПРО РАДОСТЬ»
А. Шевченко и К. Сутягин. Про радость.
 
- выставку «крутых» московских художников - Константина Сутягина и Александра Шевченко, которые стали известными в Новокузнецке только на днях
Поздней ночью, после юбилея Томского художественного музея, художник Валентин Долгов завез меня и моих коллег в свой Союз. В залах была развернута огромная областная выставка. Смотрела долго. Заинтересовали 3-4 художника, так и сказала: видала я такие выставки, не обижайся, и в Барнауле и Кемерово - все одно.
    - А   хочешь,   покажу   пару   москвичей,   недавно   привез   из   Новосибирска,   ребята недоумевают, зачем? Своего мало, что ли? Деньги лишние, везти за свой счет. А мне    нравится показывать другое искусство.
Картины, без рам, на картонках, стояли штабельком в слабом свете, и мы, сидя на корточках перед ними, листали их. За окном подсвечивал фонарь, и они светились белым, синим, красным - весело преображая нелепые фигуры, написанные в стилистике примитива. Что-то легкое, без напряга, веселое и жизнерадостное, мило остроумное, не «концепты», а просто живопись, и живопись красивая. Узнаваемые пластические идеи, но картины и имена, толи знакомые, толи кого- то напоминали, вроде, уже были такие в истории искусства. Но я их не знала, может быть, не помнила. Но явно испытала тоску по чувственной живописи.
После переговоров директора Новокузнецкого музея Т.А.   Бычковой с Владимиром Назанским из Новосибирского художественного музея, их доставили в Новокузнецк. -    Приедут?:
     - Не приедут, - сказала Света, которой было поручено сделать экспозицию, - где - Москва, а Сибирь вон где!
     - Нет, Москва - вон уже где, к Парижу движется, Венеции, Нью-Йорку.., а Сибирь на месте!
Стали ждать Назанского к открытию, вот приедет, и расскажет. Не приехал. Назанский оказалось, ходил в это время по художникам в Москве, а нам послал записку по электронной почте. Получили имена и список основных выставок, пару цитат известных искусствоведов, пожалуй, этого уже довольно. Оставалось, как всегда, напрячь воображение, сосредоточиться на живописи, привлечь интуицию и проговорить со зрителями на открытии выставки, за что мы с искусствоведом Светой Небогатовой полюбили этих художников.
Прошлась по выставке, сосредоточилась, хотелось представить: что это могут быть за художники? Ведь должна же быть у них какая-то физическая форма для такого эмоционального восприятия реальности. Скорее всего, у них есть бороды, джинсы, свитера. Судя по отношению к миру, скорее всего, это два крепеньких «мужичка», ростом более 170, может быть 174-176. Один должен быть лысоватым, возможно, Константин Сутягин, почти стройным; другой с шевелюрой, плотнее, должен быть Шевченко. Но оба обладают очень важным чувством позитивного - это их время, их планета, и все, что стоит, движется - их тема. «Мужички» умные - поэтому так подкупающе бесхитростно пишут! Нам искусствоведам следовало бы знать их, но «Москва то вон где?! А Сибирь на том же месте».
Константин Сутягин умеет не просто писать живопись, но и конструктивно мыслить, парадоксально писать рассказы. Он и его товарищ Александр Шевченко - участники крупнейших выставок, в том числе, таких, как «Арт-Москва», «Женщины во власти», прошедшей в Администрации Президента, «Новая Россия», работы хранятся в крупнейших музеях Современного искусства в Москве, Германии, США. Это тип говорящего, думающего художника и отстаивающего - главное в искусстве -живопись, это смысл их жизни, стиль жизни, образ мышления.
В Москве не трудно увлечься самыми крайними формами арт-действий, акциями, легко увлечься, что бы вписаться в самую модную «тусовку», реализовать себя в самых крайних формах амбиций. Они популярны, судя по списку основных выставок и музеям, где хранятся. Известны, но не эпатирующими, «жестами», которые проецируют ситуацию крайнего внимания к себе, как Явлениям новомодных миссий в искусстве. Вроде художников, претендующих на истину в самой последней инстанции искусства. В этом смысле они вообще старомодны, поскольку более всего своим творчеством напоминают качества забытые или задвинутые на перифериях искусства. Они участвуют в дискуссиях с модными галлеристами и арат-критиками, много путешествуют и пишут: Париж, Венецию, красивый город Ленинград, окраины провинции - все с одинаковым любопытством, любованием, восхищением и светлым чувством.
Их искусство основано на традициях классического русского авангарда, если так можно выразиться, мягкой формы, какое было в начале 1920-30-х годов.
 Для читателя придется сделать отступление.
После Малевича и Кандинского, Татлина, перевернувших художественное сознание с ног на голову, появились художники, вернувшиеся к фигуративности - «тихие диссиденты», как назвал их профессор Кантор. Это было в начале 20 века, когда «русский авангард был остановлен на бегу» тоталитарным режимом тридцатых- пятидесятых. Вот это они вспомнили и подхватили и понесли, уже по-своему.
Еще одно отступление для читателя.Помните - период экономических пробуксовок, период формирования арт-рынка? Время Сутягина и Шевченко пришлось на конец 80-х, - время рыночной свободы 90-х годов, хулиганствующих эскапад А. Бреннера, О. Кулика - ну очень популярных, занимающихся дискредитацией традиций, радикально-провокативными тенденциями, причем хорошо поддерживаемым. Сутягин и Шевченко противники этого.
По выражению, Кантора, они выученики «темных» худграфов и «полиграфов», но их внешне незамысловатое искусство напротив акцентирует ценности обыденного, непритязательность мотивов, простейшие зарисовки утренних или вечерних наблюдений бытовых сценок, улиц, домов, но как! Свет, воздух, цвет - вот пафос их искусства! Покоряющая импульсивность, красочность - природа их творчества. Это не те художники, которые должны долго подумать, порешать композицию, и даже где взять холст нужных размеров, как поставить фигуру, как осветить, как написать такую тему, что бы было правильно или ново, эффектно. Они пишут легко, быстро, сразу, так, наверное, и живут. Это тип отношения к жизни без брюзжания, открытый красивому и наивному, занятному, но родному, хоть в Париже, хоть в Москве.
Начали участвовать в выставках поздно, с 1988 года. Один снискал себе славу «отличного пейзажиста»- Сутягин, другой - мастера случаев «из практики» - Шевченко. Иногда они картины подписывают словами, так сказать, для «концентрации чувств». Немного шалостей, но многое и всерьез. Самое подкупающее в их творчестве - желание сохранить свежесть натурного впечатления. Нельзя не заметить симпатичной «французистости» впечатлений, достоинств русского пленэризма. Их программа -стремление к быстрому, свободному охвату натуры в динамике ее жизни. Старуха вешает белье возле дома. Стареющие парижане на фоне моря своей сентиментальностью чуть-чуть наивны, нелепы. Темп, с которым они работают становится фактором эстетической привлекательности их искусства.
Выставка открылась при стечении новокузнецких художников и пяти местных ТВ. - «Может так и надо писать?- сказал один из немногих наших, проехавший всю Европу, Африку и только что вернувшийся с Мальты.
 
Татьяна ВЫСОЦКАЯ
 искусствовед, член СХРФ, сотрудник художественного музея

Москва, ЦДХ 15 – 28 февраля 2003
ОШИБКА КАК ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД

 
 
ТЕКСТ К КАТАЛОГУ                                                                                               
 
Александр Шевченко. Ошибка как творческий метод.Художник Александр Шевченко часто ошибается. Но, как ни странно, ни к чему плохому это не приводит. Так, например, он решил сделать выставку под названием "Ошибка как творческий метод", т.е. раскрыть публике тайну своего творчества, и это, конечно же, неправильно. Мало кто видит, как художник создает свои картины. Обычно люди уже смотрят на готовое и радуются (или сердятся, думая, что их дурачат). Процесс творчества — вещь интимная, как-то неловко заниматься этим на людях. Всегда очень стыдно смотреть по телевизору, как художник морщит лоб, фальшиво бросается к холсту, издает звуки вдохновения, типа "а вот я сейчас!", "хм", "эврика!" — сразу хочется переключить телевизор, как-будто наткнулся на порнографию. В жизни — увы! — процесс творчества выглядит не очень красиво, иногда даже неприлично.
Шевченко думает, что людям хочется знать, как создавался тот или иной шедевр на самом деле. Но это ошибка. Людям как раз больше нравится придуманное: оно — проще, чем настоящее, чем живое, и поэтому убедительнее. Любовь по телевизору понятнее, чем в жизни. Когда, например, художник говорит, что прежде чем создать шедевр, он должен понюхать розу за 150 р. для вдохновения — это понятно. Ясно, что картины этого художника должны стоить дорого. Откровения же типа "когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда" воспринимаются в лучшем случае, как экстравагантность, в худшем — как свидетельство собственной беспомощности и несостоятельности. Так что я честно спросил Сашу, не боится ли он выглядеть в результате всего этого идиотом? Саша не испугался и ошибся.
В силу известных обстоятельств я имею возможность регулярно наблюдать за творческим процессом художника А. Шевченко. Выглядит это примерно так: Он приходит в мастерскую и пьет кофе. Лежит на диване, потом опять пьет кофе. Потом садится за стол и рисует, делает 20-30 эскизов (все хорошие) и спрашивает у меня — какой лучше? Я тыкаю наугад пальцем, иногда попадаю, а иногда Саша говорит: — Нет, мне больше нравится этот, — и идет дорабатывать эскиз. Затем он точно измеряет линейкой размеры карандашного рисунка и в строгой пропорции делает подрамник соответствующего размера, натягивает холст и приступает к живописи.
Пишет, пишет, переделывает, накладывает слои краски, затем счищает, снова накладывает. Постепенно детали на картине меняются, дерево становится птичкой, дом — корабликом, зима — летом, и, в конце концов, от первоначального замысла остается только размер картины (как правило, довольно экзотичный, какие-нибудь 43x68 - так нужно было по эскизу). Он красит, перекрашивает, счищает, снова закрашивает, но потом вдруг — бац! — и как-то (не каждый раз, но все-таки) картина начинает жить. Сама собой, как же, если не по ошибке? Хотел-то совсем другого...
Художнику полезно ошибаться. Ошибка главнее. Что такое — не ошибся? Ну, составил себе что-то, план, схему — и старательно все сделал... Это что, творчество? А вот когда делал что-то и ошибся — вот тут-то и может выскочить что-нибудь удивительное, такое, что больше тебя. Ошибки всегда (ну, хорошо — часто) интереснее, нужно только уметь увидеть, что в результате этой ошибки получилось — ведь не бывает, чтобы вообще ничего не получилось? Получается, но не то, что запланировал — что-то совсем другое, непредсказуемое, о чем бы сам никогда не додумался — а мы говорим: "Ошибка вышла. Попробую еще раз."
Важно уметь видеть. Видеть то, что происходит на самом деле, а не подгонять жизнь, живопись под какую-то схему в голове, выбрасывая все, что в эту схему не вмещается. Из ошибок и получается что-то новое, интересное, красивое (во всяком случае, в искусстве.)
Работать и, работать — вот и весь творческий метод. Трудно сказать, в чем он конкретно выражается — счищать, переделывать, закрашивать, ошибаться, работать, а потом что-то иногда происходит само и... что-то там такое... тра-та-та... "...И вдруг привлечь любовь пространства" (если не пространства, то пусть только плоскость холста начинает платить взаимностью). Так что, конечно, А. Шевченко ошибся со своим проектом, поэтому и оказался не изготовителем пейзажей и натюрмортов, а художником. И если делает он порой что-то неправильное и лишнее, то специально: следует своему методу, ждет подарка — ошибки. Что-то нужно же делать? Не ошибается тот, кто ничего не делает.
 
Константин СУТЯГИН
                                                                                                                                


Журнал «ВАШ ДОСУГ» февраль 2003
Метод проб и ошибок

Многие не поверят, но в Москве вновь открывается выставка Александра Шевченко – только теперь не Васильевича, а Николаевича, и не в Пушкинском музее, а в ЦДХ. Нестарый и, в общем-то, здравствующий художник, давно известный любителям современной живописи, вдруг призадумался и решил, что называется, обернуться на пройденный путь. И даже название для выставки придумал, можно сказать, аналитическое – «Ошибка как творческий метод». Поэтому новую экспозицию составили только те работы, которые поначалу собирались быть чем-то другим. И даже не обязательно в руках самого Шевченко. Например, один из представленных в экспозиции женских портретов прежде был чужим неудавшимся натюрмортом, а пожелтевший – не столько от времени, сколько от несоблюдения технологии живописи – летний пейзаж теперь оказался чем-то вроде левитановской «Золотой осени»… Чтобы окончательно втолковать зрителям суть показанного на выставке, автор постарался сопроводить каждый из экспонатов подробным рассказом об истории его возникновения.

Например.
«Достал старую работу, поставил на мольберт, раздумывая, как бы ее улучшить. Заглянула Маша Сутягина. Постояла около картины, пощурилась, склонив голову, и, явно подражая отцу, сказала:
 - Что-то, Саша, мне картина твоя не очень нравится. Небо и дорога хорошие, а вот зачем ты эти полоски нарисовал.
 - А это, Маня, поле вспахано.
 - А... Ну тогда... нарисуй на поле цветочки.
 - Я лучше деревья нарисую, ладно?
 - Хорошо. Три.
 - А можно четыре?
Маша подумала немного и согласилась.
 - Ну ладно.
Я рассмеялся и чмокнул ее в темечко. Маша застеснялась.
 - Ну, - говорит, - можешь и пять нарисовать...»
 
СЕРГЕЙ САФОНОВ

ЦДХ февраль 2003
КАЛЕНДАРЬ ХУДОЖНИКА
 
ПРЕСС-РЕЛИЗ
 
К. Сутягин и А. Шевченко. Календарь художника.Время идет, проскальзывает сквозь тебя (стирая внутри нужные и полезные клеточки, протирая дырки), и никак не ухватишь его, не накроешь стеклянной баночкой, чтобы рассмотреть повнимательнее. Жизнь без календаря - сплошное настоящее время. А с календарем можно, например, посмотреть когда был Новый год, на какой день недели приходится 1 Мая, сколько еще осталось до 8-го Марта и т. д. Много полезного про будущее и прошлое можно узнать из самого обыкновенного календаря.
Время бежит, уже составляют календари на два, на пять лет. У нас была такая удивительная машинка-календарь, которая работала практически на любой год, нужно было только подкручивать специальное колесико. Можно было заглянуть в любое время, например, на какой день недели в 2017-м году приходится праздник Великой Октябрьской революции? Крути себе и крути колесико.
Время летит быстро, и для того, чтобы вписаться в него, художники уже вынуждены изобретать свои собственные календари. Замечательный вечный календарь сделали питерские художники Оля и Саша Флоренские - где какой день недели из них не поймешь, но, если очень нужно, то "можно спросить знакомых или сослуживцев". Гениальный календарь делает московский художник Андрей Карпов: "Придумал,- говорит - делать живописный календарь на каждый месяц". Здорово!
И еще, наверняка, многие художники делают или сделали уже свои удивительные календари, но, главное, (уверены!) хрен из них чего поймешь практического. (Видели календарь японского художника - чудная вещь! - мы даже вообще не поняли, что это календарь).
Времени уже просто ни на что не хватает, а, на самом деле, его нет совсем, ни прошлого, ни будущего - нет и всё. Есть только настоящее и, конечно же, вечность (только не у всех есть время это понять). И вот поэтому, чтобы затормозиться, мы тоже сделали такой специальный календарь, из которого совершенно точно не узнаешь, когда будет Новый год. Когда день Космонавтики. И все остальное. Можно повесить его на гвоздик, смотреть на него и совершенно спокойно ничего не планировать, просто рассматривать время, как в стеклянной баночке (оставаясь при этом, разумеется, в настоящем). Сидеть на стуле и рассматривать со стороны январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь, снова январь, февраль, март и так далее...
И время останавливается. "Если вы видели в жизни весну, лето, осень и зиму, значит, вы видели в жизни всё", - так поэтически сказал, кажется, Монтень.