«КОВЧЕГ» Двенадцатый сезон. 3 – 26 марта 2000 г.
МУЗЕЙ
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ И ПЯТНАДЦАТЫЙ
…Знакомый коллекционер всегда ищет какой-нибудь исторический аналог для ныне функционирующего художника - того, с кем он впервые столкнулся и чье творчество еще только подлежит классификации в его собирательском сознании.
Такой подход характерен для большинства нынешней столичной около-художественной публики. Не секрет, что основную массу посетителей выставок даже в стенах общедоступного ЦДХ составляют профессионалы: художники, искусствоведы, коллекционеры. В отсутствие в сегодняшнем станковом искусстве ясно выраженных стилевых направлений, ярлыки «реализма», «импрессионизма» или даже «сюрреализма» легко навешиваются на продукт творчества авторов, зачастую и не помышлявших о подобном «научном» восприятии их картинок. (Или, напротив, помышлявших о нем до того всерьез, что похожесть на кого-то другого - в адаптированном для «арт-рынка» варианте - стала главным двигателем и содержанием их творчества. Мы с готовностью восхищаемся случайными удачами Зверева, давно позабыв виртуозные акварели Артура Фонвизина, его прямого предшественника; много и всерьез рассуждаем о живописи Слепышева, отрешившись от наследия Александра Древина.) Узнаваемость и наличие исторических аналогий, пусть даже возникающих с очевидной натяжкой, нынче призваны успокоить многих «потребителей прекрасного».
Впрочем, бывают и исключения.
В том смысле, что иногда в искусстве случается подлинное внутреннее родство, идущее не от изучения творчества великого или просто известного предшественника и последующей уморительной стилизации собственных работ. Подобное, довольно редко встречающееся, качество мы как раз и имеем в случае с московскими (наверное, пока еще «молодыми»?) художниками Константином Сутягиным и Александром Шевченко. Живописная пластика их холстов, выбор мотивов и сюжетов заставляют вспомнить о той эстетике, которую на рубеже 30-х годов нынешнего столетия утверждала в российском изобразительном искусстве группа художников, именовавшаяся цифрой: «13».
…Для тех, кто не знает или просто забыл.
Татьяна Маврина, Сергей Расторгуев, Владимир Милашевский, Борис Рыбченков, Надежда Удальцова, Антонина Софронова, еще с десяток имен (прошедших через объединение за недолгие годы его существования было значительно больше числа, указанного в названии). «Случайно собралась чертова дюжина, и выставка была открыта в Доме печати в феврале 1929 года под названием выставки рисунков группы «13», - вспоминал позднее Николай Кузьмин, один из ее создателей. - Критика отмечала в работах «13-ти» влияние французских мастеров - Гиса, Матисса, Дюфи. Это не лишено основания, но не является решающим признаком для характеристики этого течения». Вторая выставка объединения, несмотря на подготовленный каталог, не состоялась, третья и последняя - была заклеймена в советской печати. «Комсомольская правда» в №125 за 1931 год писала: «Выставку можно рассматривать только как вылазку буржуазных художников… сознательно работающих на буржуазного западного потребителя».
Подозреваю, что творчеством участников «13-ти» Сутягин и Шевченко начали интересоваться значительно позднее, чем обнаружили гармоничность соединения собственных работ в пространствах выставочных залов. Случайный зритель, указавший однажды на сходство их пейзажей с работами Древина - не нарочитую, а вполне стихийную, - оказался первоисточником осознания традиции. А совместные проекты последних лет, будь то совсем недавнее двухчастное «Счастье (миф и реальность)», персональная экспозиция Сутягина «Все пароходы уплывают Бог знает куда…» или более ранний международный проект, посвященный созданию памятника Неизвестному Художнику, сотрудничество с галереями, от «Герцева» до «Восточной» (при этом - способность не раствориться ни в одном из принудительных контекстов, сохранив индивидуальность творческого тандема), - все это делает искусство Сутягина и Шевченко вполне современным и не зависящим от эпигонства и подражания.
С художниками 30-х (тут уместно вспомнить не только «13», но и иных российских мастеров: Веру Ермолаеву, Александра Ведерникова) их связывает не простое внешнее сходство способа нанесения краски на холст, но похожее соотношение себя с жизнью вокруг. И еще - выбор мотивов, соразмерных художнику так же, как это бывало у мастеров, работавших в камерных жанрах пейзажа и натюрморта в годы, когда вокруг сказку (Кафку) делали былью. Как выясняется, такой подход и сегодня не потерял актуальности.
Обычно в цикле «Незабытые имена» «Ковчег» представляет авторов, незаслуженно обойденных при жизни славой, публикациями, успехом у публики и другими приятными вещами. Возвращая их из небытия, мы стремимся восстановить справедливость по отношению к людям, прожившим в искусстве долгую достойную жизнь. Иногда выставка увенчивается вспыхивающим интересом частных коллекционеров, иногда - попаданием работ в музейные собрания, иногда - обширными публикациями. Хорошо, если имя художника все-таки остается в памяти поколений: как говорится, лучше поздно, чем никогда.
Сегодня дистанция во времени отчего-то становится неизбежным атрибутом подлинного признания. Образ художника упорно складывается не только из самих его холстов или альбомных «почеркушек», но и из биографических вех, чудом сохранившихся писем родным откуда-нибудь из Сибири или бежевых раковин, давным-давно найденных на берегу теплого моря и обожаемых до последних дней жизни в одном из старых московских переулков. В этих же переулках и сегодня есть мастерские, куда каждый день отправляются наши современники, «без надежды и страха» (определение скульптора Аллы Пологовой) намеревающиеся в противостоянии с бумагой, холстом или другими художественными материалами поступить единственно правильным образом.
Посмотрите на список столичных музеев и музеев-квартир. Существование многих из них перед лицом Вечности и мировой художественной культуры является загадкой. Музей-квартира Дмитрия Налбандяна, музей Александра Шилова, школа Сергея Андрияки…
«Единственная территория, где живопись сегодня еще сохраняется как искусство, - это музей, - утверждает Константин Сутягин на страницах журнала «НЗ» №6 за 1999 год. - Когда уже все ясно, когда расставлены все точки и висят таблички, что руками не трогать. В музее все объяснено, вписано в контекст, снабжено серьезным искусствоведческим аппаратом, наглядно и понятно даже неспециалисту, и, главное, не продается - только берут деньги за вход, заранее настраивая потратившегося на билет зрителя на более вдумчивое, серьезное разглядывание картин, по определению уже считающихся искусством.
Живопись - такое искусство, которое видно только по прошествии времени. Необходима какая-то временная дистанция, чтобы нормально воспринимать картины вне зависимости от того, какой подлец их нарисовал. Чтобы какой-нибудь подлец на расстоянии в шестьдесят-семьдесят лет смотрелся очень даже ничего, оригиналом. Рембрандта оценили через 200 лет после смерти. Гойя, Сезанн, Ван Гог - кого из них при жизни понимали современники?
Нужно просто-напросто переселиться в прошлое, хотя бы лет на пятьдесят. В музеи, чтобы современники могли взглянуть на нас издалека. Где только взять такие музеи?
Я хочу просто-напросто свой собственный музей, и ничего в этом нет неприличного, я же не мавзолей хочу. Я художник, это моя работа, моя задача быть как можно лучше понятым, быть как можно более доступным зрителям. Я хочу донести конкретные вещи до как можно большего числа людей, и наилучшим способом здесь всегда был и остается музей.
Каждому художнику - по отдельному музею. Музей - это единственное, что оправдывает
его в современную эпоху, заставляет смотреть на его вещи не как на товар. Собирать материалы, выстраивать свою традицию, круг современников и учителей, делать экспозиции из различных предметов, подчеркивающих серьезность каждого жеста. И приглашать - но не зрителей, а посетителей, показывая себя современникам как бы в перевернутый бинокль - дескать, взгляните на работу этого неизвестного художника, жившего 30 (50, 100, 200 и т.д.) лет назад. Не правда ли, гениально?»
Если нельзя скрыть - надо бравировать. Нарушив привычный ряд имен, в цикле «Незабытые имена» на этот раз «Ковчег» показывает двух абсолютно живых наших современников. Возможно, таким способом удастся создать дистанцию, позволяющую при жизни оценить если не итог (хотя бы и промежуточный), то, во всяком случае, направление их движения. Для того, чтобы это получилось легче и естественней, мы предлагаем зрителям взглянуть на деятельность Константина Сутягина и Александра Шевченко будто бы в перевернутый бинокль времени. (Почувствовать дистанцию и отнестись всерьез к их живописи и графике помогут фотографии Евгения Габриелева.) Этот «музей-шапито», развернутый в залах «Ковчега», в едином пространстве соединяет «корни» и «ветви»: в его временной экспозиции работы Константина Сутягина и Александра Шевченко сойдутся с холстами и графикой художников 20-х - 40-х годов. Обычно параллель с их творчеством ставится Сутягину и Шевченко в упрек.
А это оказывается - похвалой.
Журнал «ИТОГИ» № 12 (198) 4 апреля 2000 г.
Музей Сутягина и Шевченко
(Фото: Евгений Габриелев)
Выставочный зал "Ковчег". Москва
Художники Сутягин и Шевченко - убежденные ретрограды- станковисты, то есть живописцы и графики, ходящие на этюды, рисующие милые "французистые" пейзажи и натюрморты. При этом люди вполне продвинутые, наслышанные про contemporary art и даже зачем-то поступавшие (безуспешно) на курс "Новые художественные стратегии", организованный для начинающих художников Институтом современного искусства совместно с Центром современного искусства Сороса. К тому же Сутягин в конце прошлого года в модном интеллигентском журнале "Неприкосновенный запас" напечатал большую и для художника отменно написанную (я даже проехал свою станцию в метро, зачитавшись) статью. Из которой выясняется, что автор знает французских философов Барта, Фуко, Деррида и Делеза, прочитал две книжки скандально известного Александра Бренера и очень его зауважал, любит матерную поэзию популярного в авангардных кругах Мирослава Немирова, приятеля еще более скандально известного Авдея Тер-Оганьяна, и - самое главное - читает журнал "Итоги". Понятно, что Сутягин и Шевченко осведомлены о печальной судьбе живописи в XX веке.
Поэтому на первый взгляд нескромная идея вполне живых художников создать музей самих себя (пусть меньше чем на месяц, зато в выставочном зале, занимающемся главным образом "музейным" искусством 20 - 50-х годов, и в рамках "ковчеговского" мемориального цикла "Незабытые имена") на самом деле кротка и смиренна. Это не нарциссизм, а капитуляция перед эстетикой времени. "Единственная территория, где живопись сегодня еще сохраняется как искусство, - это музей", - справедливо замечает Сутягин в упомянутой статье из "НЗ". И продолжает: "Мы с художником А. Шевченко придумали, как нам и всем сегодняшним живописцам спастись сегодня. Нужно просто-напросто переселиться в прошлое, хотя бы лет на пятьдесят. В музеи".
Переселились довольно убедительно. "Ковчег" пересыпал ретрокартинки Сутягина и Шевченко работами художников 20 - 40-х годов, главным образом из разгромленной в 31-м за "буржуазный формализм" группы "13". К тому же живопись, графика и личные вещи художников - музей так музей - разбавлены сделанной под старину фотосерией "Чужой сон" Евгения Габриелева, в которой Сутягин и Шевченко действительно превратились в персонажей богемы начала 30-х (см. фото). Главная же "музеефикаторская" шутка - обязательные тапочки для посетителей. (Говорят, после вернисажа три человека так в них и ушли.)
В итоге выставка вышла стильной, ироничной и концептуальной. "Умной", как ругнулся бы сторонник глупого и чувственного искусства Сутягин. Который - как и Шевченко - все-таки умней, чем хочет казаться.
Фёдор РОМЕР
Журнал «ДИ», 9 марта - 2 апреля 2000
Музей незабытых имен
Музей незабытых имен
Возможно, в затее подобной выставки для художников старшего поколения нет ничего удивительного: сопоставление в едином экспозиционном пространстве работ "младших" и "старших" - давняя нравоучительная традиция Московского союза художников. В прошлой жизни решению "воспитательных задач" служила и существовавшая в МОСХе Молодежная секция - своеобразная возрастная резервация, объединявшая всех живописцев, графиков, скульпторов, не достигших 35-летнего возраста: в разряд взрослых следовало переходить по его достижении. С этого же возрастного рубежа в перестроечные годы в закрытых для публики киосках можно было получить равное с ветеранами творческого союза число кисточек и пузырьков разбавителя.
Экспоненты столичного "Ковчега" - Константин Сутягин и Александр Шевченко - тоже подошли к этой черте "творческой зрелости". Разница в том, что уклад художественной жизни сегодня заметно изменился, и самостоятельное устройство той или другой экспозиции - дело доброй воли самих представляемых авторов. Тем не менее, из всего спектра возможностей Сутягин и Шевченко выбрали наиболее ответственный. Выставка в галерее, двенадцать лет занимающейся творческими наследиями неоправданно забытых или по разным причинам отодвинутых в тень авторов, оказалась заявлена в здешнем многолетнем мемориальном цикле "Незабытые имена". Прежде в нем были показаны самые разные художники - от вхутемасовцев Валерия Каптерева и Ростислава Барто до недавно ушедших Александра Максимова иЛюдмилы Сошинской.
Это первый опыт представления здравствующих живописцев в таком ретроспективном ряду. К тому же, ко многому обязывающее слово - музей - вынесено в подзаголовок выставки. Ее идея и проста, и очевидна. «Сегодня живопись воспринимается как искусство только в музее: все объяснено, вписано в контекст, наглядно и понятно даже не специалисту, - утверждают Сутягин и Шевченко. - Музей - это единственное, что оправдывает художника в современную эпоху. Каждый художник должен выстраивать свою традицию, собирать материалы, показывать друзей, учителей и учеников, представляя себя современникам как бы через некий дистанциометр».
Сознательным было решение отказаться от каких-либо мистификаций: придумывания биографий, помещенных в контекст давно прошедшего времени или указания более ранних дат на этикетках. Даже сопровождающие выставку ретро-фотографии Евгения Габриелева из цикла «Чужой сон» (1998; его персонажами выступают те же Константин Сутягин и Александр Шевченко) - лишь легкий намек на то, что представленный экспозиционный материал - отчасти, пародия на спешную тотальную музеефикацию всего, что осталось в наследство от уходящего ХХ столетия. Зрителя не обманывают ни витрина с личными вещами экспонентов, ни даже музейные тапочки, одолженные в одном из столичных музеев и выдаваемые на вернисаже (удалось обуть даже телевизионную группу).
В качестве камертонов для восприятия современной живописи и графики Сутягина и Шевченко (самые ранние из их холстов датированы 1992) «Ковчег» предложил произведения 1920-50-х годов, выполненные, по преимуществу, художниками группы «13» - выставочного объединения, завершившего свое существование в 1931 году. В экспозицию включена живопись Антонины Софроновой и Даниила Дарана, акварели Татьяны Мавриной, Николая Кузьмина и Сергея Расторгуева, рисунки Чеслава Стефанского. Помимо них, графическими работами представлены Анна Остроумова - Лебедева, Михаил Соколов, Александр Могилевский, Игорь Поляков, Григорий Зозуля, живописью - Федор Антонов и Леонид Герасимов. Быть может, некоторые из авторов в жизни никогда и не встречались, однако запечатлели в своих работах атмосферу российской жизни первой половины ХХ столетия, круг пластических идей и эстетических установок времени, в которое им довелось жить и работать.
Иногда в искусстве случается подлинное внутреннее родство, идущее не от изучения творчества великого или просто известного предшественника и последующей уморительной стилизации собственных работ. Подобное, довольно редко встречающееся, качество оказалось представлено в случае с Сутягиным и Шевченко. Живописная пластика их холстов, выбор мотивов и сюжетов заставляют вспомнить о той эстетике, которая в 30-е годы была изгнана из отечественного изобразительного искусства. Сегодняшняя художественная ситуация описывается в иных параметрах - однако, решение не бросаться в пучину "актуального искусства" и продолжать заниматься живописью, рискуя из-за этого выпасть из всех рейтингов, "списков Гельмана" и т. п. - тоже требует определенной уверенности в себе. Особенно ценно в музейном проекте Сутягина и Шевченко то, что сам их способ создания изображения возник раньше, чем появилось осознание причастности к определенной художественной традиции. Очевидные параллели, возникающие при зрительном сопоставлении помещенных на одних стенах произведениях 20-х и 90-х, вновь наводят на банальную мысль о том, что пластические искусства, в частности живопись, имеют законы своего объективного развития. Насильственно прерванная, или, по крайней мере, принудительно искаженная в российском искусстве линия ее естественной эволюции, привела к тому, что через полвека другие авторы оказались в своем движении "на том же месте".
Конечно, нельзя не заметить, что сегодняшние работы Сутягина и Шевченко написаны все же иначе. Давно подмечено: сам способ нанесения краски на холст, соответствующий тому или иному десятилетию, только с годами становится очевидно пластически обособлен, но в процессе самой работы представляется единственно возможным. Некоторая преувеличенная декоративность, хотя бы и понимаемая очень по-своему, присуща работам наших современников - в отличие от их полувековых предшественников. Присутствие некоторых отличий и нормально: музейный проект соединяет "корни" и "ветви" - было бы странно, если бы они и вовсе не отличались.
Сергей Сафонов
Газета «КУЛЬТУРА», №17 20 -26 мая1999
Стирая записи прошлого
Миф - такое привычное слово в художественном языке, который продолжает оставаться современным, что легкость соединения с ним слова "творчество" сродни плановым космическим стыковкам. Счастье, не соединимое с такой же легкостью с чем-нибудь смыслодобавляющим, но нашедшее приют в одном из небольших залов ЦДХ, выражается состоянием удачного "контакта". Мифотворчество художников К.Сутягина и А.Шевченко настроено на волну "осчастливлива-ния", и еще вопрос, какая из стыкующихся половинок крылатого слова действенней.
Выставка, носящая название "Счастье", демонстрирует явно антипретенциозный характер и уже этим сразу как-то умиротворяет. Но в этом как раз и состоит замысел художников, которые выводят его из тени и выставляют на обозрение вместе с примитивистскими пейзажами и натюрмортами. Замысел "накидывает" на себя "золотую рамку" и сам превращается в произведение искусства. Поэтому нельзя слишком серьезно рассматривать отдельные работы, не ощущая при этом общей атмосферы.
"Прочти инструкцию и осчастливься", - предлагают художники. Несчастные зрители читают надписи, пытаясь добраться до содержания. Счастливые зрители скользят взглядами по холстам, понимая, что как раз все, что сверх них, и есть миф. Контуры всех изображенных на картинах фигур размыты. Они расплываются, как кусок сахара в теплой воде. Сами картины, окажись они погруженными в концептуальную немоту (если убрать все надписи и собственно саму "золотую рамку"), смогут отстаивать только интересы творчества, которое у Сутягина и у Шевченко опирается на уникальность непосредственных переживаний, встречающихся, как правило, у детей. Но в отличие от последних художники явно занимаются самоограничением, "выдавливая" серьезные эмоций, тяжеловесные образы, смысловые схемы для получения непосредственных ощущений. Кисть же ребенка следует за его эмоциями и чаще подчиняется хаосу не прочувственного еще мира.
Наиболее сильным художественным средством Сутягина, безусловно, является цвет. Создающий настроение, последний выполняет роль настройщика, однако в качестве исполнителя произведения предлагается выступить зрителю. Нужно только, осторожно ступая, не придавить случайно сутягиновский "тростник" тяжестью знания о цветозвучащих образах, сохраненных многоопытной классикой, и попытаться настроиться на бесхитростную новизну.
Лазурные краски художников заимствуют природные цвета. Безбрежность морских далей подыгрывает более чем романтическому настроению, аккумулируемому на выставке. Художники помогают "осчастливиться", но не "опростодушиться", подготавливая "души не простые" ко второй художественной акции под названием "реальность".
"Всегда есть время в жизни, когда нужно решиться стереть все записи прошлого опыта и, построив все сначала, узнать истину", - сказал Декарт. Шевченко и Сутягин тем и занимаются, придавая изобразительному искусству ощутимость открытий.
"Сколько хватает сил, художник плывет далеко в море, а потом - обратно. Жена ругается: "Не плавай, - говорит, - так далеко". А дочь добавляет: "Потому что там кораблики". Сутягин и Шевченко, этими словами описывая счастье, слушают своих жен. Но в этом ли счастье?
Александр ВАЙНШТЕЙН
Газета «ДОСУГ В МОСКВЕ» №74 (221) 29 апреля1999
Красные пароходы плывут за Счастьем
По сути, нынешняя акция столичных художников Константина Сутягина и Александра Шевченко началась задолго до вернисажа — когда безропотные почтальоны принесли в московские дома приглашения в виде корабликов, сложенных из красной бумаги. Предыдущий, декабрьский проект Сутягина назывался «Все пароходы уплывают Бог знает куда...» Вот и приплыли.
В центре 15то зала ЦДХ, где и открыта экспозиция «Счастье. Миф и реальность» — действующая модель «Беглюкера-2», сконструированного художниками для получения Счастья и работающего, как утверждают авторы, «на тонких энергиях». Есть в устройстве и регулятор счастья, и конденсатор несбыточных надежд, и красивая медная гаечка, и просто лампочка. Впрочем, подобные экспонаты (их на выставке немного, в самый раз), скорее, просто дань требованию времени — повсеместно превращать выставку в проект.
Главное на выставке — все же картины. Сутягин и Шевченко в живописи не новички. Среди любимых художников, чей опыт, очевидно, усвоен, есть и Альбер Марке, и Антонина Софронова, и другие художники группы «13», работавшие в России в тридцатые годы. В отличие от многих авторов, пользующихся методом «нарисовал—раскрасил», они обращаются к цвету как основному изобразительному средству. К тому же, одним из элементов произведений часто оказывается текст, включенный в ткань изображения или сопутствующий ему. Зритель погружается в смысловое поле холстов, воспринимая качественную живопись и одновременно — отдавая дань российской традиции литературных трактовок всех видов искусства. Вот и нынешняя выставка родилась, когда в руки Сутягину случайно попала заметка из газеты «Керченский рабочий» о художнике Владимире Маркине, который верил в чудеса.
До 9 мая можно увидеть первую часть нового проекта, «Миф». Представлены картины, книги, инсталляции и другие предметы, «необходимые для счастья», а также — чертежи и схемы специальных приборов, делающих людей счастливыми. Вторая часть проекта, «Реальность», будет показана здесь же, с 10 по 23 мая. Один дяденька дочитал заметку до конца, и ему было счастье. И еще одна тетенька дочитала все до конца и передала другой, и ей тоже было потом большое счастье. А еще одна тетенька на выставку не пошла, и счастья ей не было.
Сергей Сафонов